Стометровую зону у вестибюлей петербургской подземки хотят зачистить от киосков
Исключений не будет: ни для цветочников, ни для газетчиков. Все это в целях безопасности
Администрация города подготовила законопроект, который «убьет» все ларьки и киоски в радиусе ста метров от наземных вестибюлей станций метро. Чиновники мотивируют свое решение требованиями безопасности.
«РАСПИЛИТЬ И ВЫБРОСИТЬ»
Последние двенадцать лет киосков и ларьков ближе пятидесяти метров от метро по закону не существует: их просто нет в схеме размещения НТО (нестационарные торговые объекты. – Прим. ред.). При этом для газетных и цветочных киосков, театральных и билетных касс действует исключение. Правка увеличит запретную зону вдвое, снимет и все исключения.
«Проект разработан в целях обеспечения требований антитеррористической защищенности станций метрополитена и безопасного прохода больших масс людей», – пишет вице-губернатор и глава Комитета имущественных отношений (КИО) Петербурга Мокрецов в пояснительной записке к законопроекту.
О каких именно требованиях идет речь и когда газетный ларек стал объектом террористической угрозы, в документе не уточняют.
Распространителей прессы законопроект, особенно в сочетании с распоряжением Минкомсвязи и пояснениями к нему Мокрецова, поверг в шок. Ведь «запретная стометровка» смерти подобна.
– Это может закончиться тем, что газеты потеряют около половины продаваемых тиражей, а это около миллиона экземпляров в месяц, – негодует генеральный директор компании «Метропресс» (сеть «Первая полоса») Сергей Маркелов. – В общей сложности в стометровой зоне мы насчитали 216 объектов. А всего в городе их 867.
Взять киоски и отодвинуть или перенести на новое место невозможно: все НТО должны быть вписаны в схему размещения, иначе – вне закона, под снос. Вот только свободных участков в схеме, по словам распространителей, почти нет, а на тех, что остались, поставить киоск, скорее всего, не выйдет из-за проходящих под землей коммуникаций. И да, о том, чтобы переиграть схему с учетом нового запрета, речь пока не идет.
– В этой зоне только у нас стоит порядка тридцати объектов нового типа, – рассказывает Маркелов. – Стоимость каждого – от двух до трех миллионов рублей. Хотя договоры заканчиваются в 2018-м, мы пошли на эти инвестиции, потому что губернатор заявлял, что они находятся под защитой. Срок окупаемости объектов – пять – семь лет, простояли они только два года. А теперь получается, что мы должны распилить их и выбросить! Ведь альтернативных мест нет, да и вряд ли кто-то предоставит.
ПОД УГРОЗОЙ УНИЧТОЖЕНИЯ
Любопытно, что частенько сами комитеты указывали места, где нужно поставить газетные киоски. Делалось это после просьб жителей. Тем удивительнее выглядит тот факт, что, с точки зрения администрации Петербурга, «проект имеет невысокую степень социальной значимости».
– Похоже, власти сами не понимают масштабов бедствия, – рассуждает Маркелов. – Во-первых, это создаст социальную напряженность: людей ограничат в свободе доступа к информации, а это их конституционное право. Во-вторых, конкретно «Метропресс» – крупнейший налогоплательщик, который пополняет бюджет на колоссальные суммы. От распространения зависит вся цепочка, вплоть до типографий и издательских домов. Много людей останется без работы: портрет нашего продавца – малоимущая женщина около пятидесяти лет. В конце концов освобожденное место заполнится несанкционированными тележками и палатками.
Больно ударит закон о стометровке и по печатным СМИ, ведь основная часть тиража многих из них приходится именно на «Первую полосу» у метро. Так, у «Комсомолки» это 40 процентов, у «Аргументов и фактов» – 38, а ведь есть газеты, у которых и за пятьдесят.
– Постановление в очередной раз ожесточит условия существования прессы, – отмечает генеральный директор «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге» Анна Упрямцева-Алексинская. – Пока из документа не ясны этапы реализации проекта и сроки, но все, безусловно, встревожены. Ключевые компании рынка издания, печати и распространения печатных СМИ – крупные налогоплательщики. Кроме того, это зависимые друг от друга бизнес-единицы, и несложно спрогнозировать, сколько город недополучит налогов. Поэтому на абзац из поправок к постановлению, в котором говорится, что «дополнительных расходов реализация проекта не требует», нужно смотреть с другой стороны.
СТО – НЕ ДВЕСТИ
Изначально, как оказалось, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности просил у Мокрецова зачистить не сто-, а двухсотметровую зону у наземных вестибюлей. После долгих согласований с другими комитетами сошлись на сотке. Так что, можно сказать, еще зря жалуемся.
– Изменения были разработаны с учетом мнения Комитета по вопросам законности и правопорядка и Комитета по транспорту и поддержаны Комитетом по градостроительству и архитектуре, – парируют в КИО. – Сейчас проект проходит антикоррупционную экспертизу, в ходе которой представители пр
